Система взаимодействия кафедры и работодателей
ФГБОУ ВО "Пензенский государственный университет"
Региональный центр содействия трудоустройству и адаптации выпускников
Адрес: 440026, г. Пенза, ул.Красная, 40, здание столовой, 1-й этаж, аудитория, 102
Телефон: +7 (8412) 64-39-88
E-mail: rcstv@pnzgu.ru
Трудоустройство студентов на основе системы взаимодействия выпускающей кафедры ВУЗа с предприятиями-работодателями
Многие организации-работодатели понимают необходимость тесного сотрудничества с учебными заведениями, выполняющими функцию подготовки работников умственного труда, являющихся важнейшей составляющей развития. Содействие в трудоустройстве по специальности, то есть взаимодействие ВУЗов и предприятий через рынок труда, является самым распространенным методом их взаимодействия.
Содействие трудоустройству, то есть взаимодействие ВУЗов и предприятий через рынок труда, является самым распространенным методом взаимодействия указанных субъектов как в России, так и за рубежом. Трудоустройство является самым очевидным критерием эффективности взаимодействия ВУЗов и предприятий, самым очевидным результатом деятельности ВУЗа как «производителя» квалифицированных специалистов,
Для построения механизма взаимосвязи ВУЗов (кафедры) и организаций, позволяющего ВУЗу (кафедре) прогнозировать потребности предприятий по конкретному направлению подготовки и готовить специалистов с учетом этих потребностей и закономерностей развития организаций необходимо опираться на взаимовыгодное сотрудничество между организациями и кафедрой.
Построение современных механизмов взаимодействия кафедры и организаций при сотрудничестве по трудоустройству выпускников кафедры невозможно без учета и анализа их взаимных интересов.
Интересы выпускающей кафедры Университета и предприятий-работодателей
Интересы выпускающей кафедры |
Интересы организации |
1. Обеспечение долгосрочных контрактов с организациями по базам практик студентов. |
1. Получение квалифицированных выпускников кафедры (кадров) для организаций. |
2. Обеспечение стажировок студентов и преподавателей кафедры. |
2. Непосредственное (оперативное) влияние на качество подготовки выпускников кафедры. |
3. Активизация процедуры выявления интересов студентов к месту будущей работы. |
3. Повышение престижа отрасли. Консультирование в организации ведущего профессорско-преподавательского состава кафедры. |
4. Постоянный мониторинг работодателей с целью получения достоверной информации о качестве подготовки выпускников кафедры. |
4. Проведение научно-исследовательских работ в организации силами ведущих специалистов кафедры. |
5. Привлечение ведущих сотрудников отрасли (организации) к совместной работе по выработке компетенций по данному направлению подготовки. |
5. Повышение производительности труда на базе методик, разработанных кафедрой. |
6. Привлечение сотрудников компании для чтения лекций и руководства практикой студентов. |
6. Внедрение перспективных результатов выпускных работ студентов (магистерских диссертаций), разработанных под руководством ведущих специалистов организации и кафедры для организации. |
7. Проведение повышения квалификации сотрудников кафедры. |
7. Приглашение студентов кафедры к работе в организации по индивидуальному графику (временная занятость). |
8. Оказание спонсорской помощи кафедре. |
8. Организация и проведение исследований студентами кафедры во время прохождения учебной и производственной практик студентами кафедры. |
9. Содействие трудоустройству выпускников кафедры в организации. |
9. Организация и проведение научных исследований студентами кафедры во время подготовки выпускных работ и диссертаций (магистра, кандидата или доктора наук). |
10. Информирование организации о современных достижениях в данной отрасли. |
10. Обучение детей сотрудников в ВУЗе. |
11. Получение заказов на выполнение хоздоговорной тематики от организаций. |
11. Участие ведущих сотрудников организаций в научных конференциях по предложению кафедры. |
12. Получение от организаций студентов (сотрудников) на целевое обучение по направлению подготовки кафедры. |
12. Непосредственное участие в подготовке специалистов для организаций через руководство практикой студентов, курсовыми и дипломными проектами, чтении лекций на кафедре. |
13. Повышение квалификации (подготовка кандидатских и докторских диссертаций). |
13. Совместная с кафедрой подготовка высококвалифицированных специалистов для организации на базе ВУЗа и баз практик компании. |
14. Обеспечение студентам кафедры временной занятости (материальной поддержки) на базе организаций. |
14. Обучение руководящего звена организации (аспирантура, докторантура, магистратура, второе высшее, подготовка и защита кандидатских и докторских диссертаций) на базе (или участием) кафедры. |
15. Совместное участие кафедры и организаций в получении грантов. |
15. Повышение материальной и профессиональной заинтересованности в подготовке хороших кадров. |
16. Вклад организаций в модернизацию учебного оборудования. |
16. Подготовка специалистов на уровне высоких мировых стандартов. |
17. Участие организации в Вузовских конференциях и научных семинарах кафедры. |
17. Получение возможности представителями компаний ознакомления с лучшими мировыми достижениями в данной отрасли. |
Учет интересов организаций позволит выпускающим кафедрам Университета разработать эффективную Программу сотрудничества с работодателями (базами практик).
IV. Деятельность выпускающей кафедры (заведующего кафедрой, ответственного за организацию и проведение практики или ответственного за связь с организациями (трудоустройство)) с предприятиями-работодателями направленная на трудоустройство студентов на основе производственных (преддипломных) практик студентов:
· Формирование мотивации у студента к качественному прохождению практики является потенциальной возможностью трудоустройства на базе прохождения практики.
· Формирование кафедрой собственного банка данных о существующих предприятиях и вакансиях по направлению подготовки.
· Организация кафедрой встреч студентов с представителями предприятий руководства.
· Организация мастер - классов ведущими специалистами организаций.
· Приглашение представителей организаций на ежегодные Ярмарки вакансий и Круглые столы.
· Подписание договоров с организациями на прохождение практики студентов с последующим трудоустройством.
· Проведение повышения квалификации сотрудников организаций на базе кафедры.
· Чтение лекций для сотрудников предприятия профессорско-преподавательским составом кафедры.
· Подготовка специалистов под конкретную организацию.
· Корректировка учебного плана (компетенций) с участием организаций.
· Разработка программ практик с учетом мнения (предложений) работодателя (ей).
· Обучение руководящего звена организации (аспирантура, докторантура, магистратура, второе высшее, подготовка и защита кандидатских и докторских диссертаций) на базе (или с участием) кафедры.
· Организация и проведение научных конференций по предложению предприятий. Участие ведущих сотрудников компании в научных конференциях.
· Присуждение компаниями именных стипендий студентам кафедры (за интересные работы, подготовленные по заданию организации практикантами) по результатам прохождения практик или хорошей успеваемости.
· Сквозное планирование (проведение всех видов практик) практики в одной организации (ведущем в данной отрасли), что позволит студенту более полно раскрыть свои потенциальные способности.
· Поддерживать постоянный контакт с выпускниками кафедры (иметь банк данных) и оказывать им посильную поддержку (помощь) в карьерном росте.
V. Взаимодействие практиканта (студента) с предприятиями-работодателями, направленное на трудоустройство во время прохождения практик.
Ежегодно выпускающие кафедры заключают гражданско-правовые договоры с предприятиями в соответствии с графиком и учебным планом по практике, которую проходит значительное количество студентов. Обычно в проведении этого массового мероприятия проявляют заинтересованность все стороны: директор предприятия, начальник соответствующего отдела, начальник отдела кадров, мастер производственного обучения. В процессе переговоров между предприятием и руководителем практики от Университета определяется приемлемая должность (рабочее место) для каждого практиканта. В нем должны быть прописаны не только обязательные условия прохождения практики, но и оговорено, какие именно знания, умения и компетенции могут приобрести студенты в процессе ее прохождения. Если практика проводится не на основе гражданско-правового договора с Университетом (кафедрой) (предположим, на предприятие по собственному намерению пришли несколько студентов), то при решении данного вопроса предприятие обратится к дневнику практиканта. В нем, как правило, прописывается индивидуальное задание, содержание которого может помочь предприятию принять решение по предоставлению студенту места для прохождения практики или отказа студенту в практике.
Каждый студент встречается на определенном этапе своего обучения в ВУЗе с проблемой поиска места прохождения производственной практики, а также с проблемой ее эффективного прохождения с последующим трудоустройством.
Дата обновления: 23.06.2025 14:09